Русский проект федерализации Украины или Благими намерениями вымощена дорога в ад…

Среда 19.Мар.2014, 13:53 _ новости

Вероломная вооруженная агрессия России против суверенной Украины и последующая аннексия Крымского полуострова всколыхнуло весь цивилизованный мир. Действия агрессора, который по международным договорам выступает «гарантом территориальной целостности и независимости Украины», осудили практически все страны мира. По сути, мировое сообщество объединилась перед угрозами России!

Под угрозой полной политической и экономической изоляции, Кремль соизволил, наконец, заявить о своей готовности приступить к урегулированию кризиса, естественно, если Киев пойдет на «определенные условия» Москвы. Неудивительно, что одним из главных условий как раз является именно «федерализация» унитарного украинского государства. Ведь в последнее время Россия усиленно пропагандирует идею федерализма и с маниакальным упорством проталкивает всевозможные проекты «федерализации по-русски» других постсоветских государств, без учета особенностей их истории, национальных традиций и культуры. Вспомним хотя бы ту же Молдову, где Москва безрезультатно пыталась реализовать т.н. «план Козака» по «федерализации» этой маленькой страны в контексте возможно разрешения Приднестровского конфликта. Вне всякого сомнения, российский проект «федерализации» Молдовы — это верный путь для узаконивания сепаратистского региона и международного признания русского анклава и стратегического форпоста России на левом берегу Днестра. Его реализация означала бы неминуемое уничтожение Республики Молдова как суверенного государства и замена его русско-молдавским конгломератом, что, по сути, значило бы появление второго российского государства. Такой себе клон путинского режима!

И вот сейчас Кремль настойчиво предлагает нечто подобное и Украине — «подготовить новую федеративную конституцию» в которой будут закреплены принципы, обеспечивающие «политический строй Украины в качестве демократического федеративного государства». Россия в который раз пытается заложить очередную «мину замедленного действия» под основы украинской государственности с тем, чтобы в удобный для нее момент сдетонировать общественно-политическую ситуацию на Украине, которая, в свою очередь, синициирует процесс ее развала.

В последнее время, часть украинских политиков, следующих в кильватере российской внешней политики, также стали чаще говорить о необходимости федерализации Украины, как о панацеи некоего «затяжного противостояния между Востоком и Западом». Мол, учитывая разную ментальность, языки и традиции в разных регионах Украины, перспектива страны должна быть связана с федерализацией. Они также напоминают, что за федерализацию выступали в прошлом Михаил Драгоманов, Михаил Грушевский, Вячеслав Чорновил и другие видные украинские общественно-политические деятели. Представители этой точки зрения считают, что все наиболее острые вопросы, которые разъединяют Украину (по поводу государственного языка, проблематика УПА, Красной Армии и так далее), необходимо вынести из полномочий органов центральной власти и конституционно возложить на регионы.

Вместе с тем, большинство ведущих украинских и иностранных специалистов считают, что федерализация Украины сегодня при нынешнем ее административно-территориальным устройстве — это еще больший хаос и непредсказуемость, чем в унитарном государстве. По их мнению, ликвидация унитарного государства и переход к федерации не решит ни одной проблемы Украины, ни сейчас, ни в будущем. Вместо того чтобы снять существующие противоречия, федерализация может лишь усилить раскол страны, что приведет к ее неминуемому распаду. Если, например, в западных и восточных регионах Украины окончательно закрепятся радикально-националистические и пророссийские настроения или произойдет процесс «консервации» различий украинских земель, это повлечет окончательную дезинтеграцию государства в разные стороны, включая возможность исчезновения в объятиях Польши, Румынии, Венгрии или РФ.

Федерализация чревата также из-за различного экономического потенциала различных регионов Украины (Запад — «аграрный», Восток — «индустриальный»). Унитарная форма государства более-менее позволяет сравнивать темпы развития, в федеративном государстве различия в экономическом развитии регионов будут только обостряться. Нельзя сбросить со счетов и то, что Украина живет в жестком конкурентном мире и потенциально слабое государство является одновременно слабым конкурентом на мировых рынках.

Сегодня большинство суверенных государств мира являются унитарными. По букве и духу Основного закона, Украина является унитарным государством и, как показывает исторический опыт, именно в этом ее сила. Современная Украина на 80 процентов — моногосударство. Как в таких условиях создавать федеральное государство? По этническому составу? За историческим принципом? В конце концов, не всякая федерация — это хорошо. Федерация немцев — да! А федерация югославов — нет! Не говоря уже о бельгийцах. Треснула конфедерация Сербия-Черногория. Босния кажется государством без будущего. Другими словами, история красноречиво свидетельствует, что все федерации, созданные против природы, рано или поздно неминуемо разваливаются.

В мировой истории наиболее устойчивые федерации возникали путем объединения независимых субъектов в федерации по принципу «снизу-вверх» (Канада, Германия, США). Следуя этой логике, Украина должна сначала распасться на регионы, и только потом последние должны создавать федерацию. Вместе с тем современная история знает немало примеров и неудавшейся федерализации. Наиболее ярким примером неудачной федерализации унитарного государства является Бельгия со своим фламандско- и франкоязычным населением, экономическими и идеологическими различиями, которая уже стоит в шаге от распада.

Таким образом, в нынешних условиях практическая польза от федерализации — неочевидна, риски — слишком велики. Мнение, что подобную систему можно реализовать благодаря политической воле в ближайшем обозримом будущем — опасное заблуждение, потому что федерализация — это долговременная масштабная административно-территориальная, судебная и бюджетная реформа, четкое построение формулы взаимоотношений «центр-регионы». Ее быстрый процесс в условиях экономической, политической и социальной нестабильности может вызвать гражданский коллапс, потерю государственности и независимости Украины.

Наиболее оптимальными вариантами государственного устройства для Украины является унитарная республика или федеративная республика с элементами сильного унитаризма. В последнем случае разумная федерализация могла бы укрепить и усилить украинское государство, глупая — разрушить его.

И последнее. По словам некоторых политиков, разговоры о немедленной федерализации несут огромную опасность не только для Украины, но и для самой России. По их совам, «если этот бушующий котел, которым можно сейчас назвать Украину, взорвется, то брызги от этого взрыва разлетятся на Россию, на которую также распространятся процессы распада. И это будет ее величайший просчет и геополитический проигрыш перед Западом, ведь Украина – не Сирия».
source :yuga

новости добавил:

Метки: , , , ,

Вернуться на главную

Свежие новости

Новости дня,Русская служба новостей(Irsolo)